ДЕДЫ - поминальный ужин с предками. Культ предков - является характерной чертой славянской культуры. Деды - поминальные дни (родительские субботы) в народном календаре восточных славян, которые приходятся на последнюю неделю октября. Согласно верованиям, в эти дни умершие (деды, души, родители, мертвые) приходят в свои дома на поминальную трапезу, приготовленную их живыми родственниками. Известны поминальные дни проходящие и весной, и летом, и осенью, и зимой. Тем не менее стержневыми считаются весенняя «Радоница» и осенние «Деды» (Дзяды-бел.) Весной на Радоницу люди всей семьей шли на кладбище, чтобы навести порядок на могилах предков и получить их благословение на начало сельскохозяйственного цикла работ, а осенью приглашали их к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство. Массив мотивов и сюжетных линий «Дедов» воплощается во многих традициях (в частности в Белорусской) в двух почти параллельных кодах, пособляющими друг друга: вербальном, выраженном в нарративах различных жанров ( быличках, поверьях, предписаниях, запретах), и в ритуальном, проявленном в приготовлении поминальной трапезы, соблюдении запретов на множество видов работ, магических практик наблюдения за знаками, а так же соблюдение способов избавления от остатков поминальной пищи. О ПРАЗДНОВАНИИ В белорусской традиции сохранилось очень много свидетельств и материала о праздновании Дедов. Вот лишь некоторые из них. Считается, что космос крестьянской хаты делился двумя потолочными балками на три части, которые символизировали не что иное, как связь между поколениями. Первая балка, что ближе к двери, отделяла пространство для гостей. Вторая же являлась своеобразной семейной книгой памяти – на ней вырезались имена умерших членов семьи. Обычно в другие праздники столы ставились вдоль хаты от красного угла к порогу, а вот поминальный стол ставили иначе– вдоль поминальной балки. Во главе стола находилось место хозяина – отца или деда, после которого все по очереди садились по старшинству. Принцип этот старались соблюсти неукоснительно, потому что считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Мужчины рассаживались с правой стороны стола (от порога), а женщины – с левой. Жены – напротив мужей, а не рядом. Перед этим днём чисто убирались в доме, мылись в бане, где оставляли новый веник для душ предков и ведро чистой воды. В пятницу вечером начинали праздновать, после ужина семьи хозяйка накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала предков за стол в дом. На следующий день, в субботу, хозяйка готовила угощения, особенно любимые их предками. В основном это были кутья, блины, яичница, мясо. Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол. Как правило, празднование «Дзядов», как «Калядав», начиналось после появления на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал её всем по кругу вокруг стола. Каждый должен был подержать эту свечу в руках и уже вместе перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена. Перед самой трапезой хозяин обязательно приглашал за стол души предков: «Святые дзеды, завём вас! Хадзите до нас! Ёсть тут всё, што Бог дав, чим тольки хата багата. Просим вас – лятите да нас!» Потом вставала мать, брала стос блинов и, деля их крест-накрест на 4 части, раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник – для «дзядов». Только после этого начинали есть сами. О ЕДЕ И РИТУАЛЕ Как уже говорилось, за поминальным столом назывались имена предков вплоть до седьмого колена. Поэтому и блюд должно было быть семь. Кутья и блины – обязательно. Каждое блюдо необходимо было подавать парно в четном количестве (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие. К сожалению, об этом еще никто не писал, а ведь у славян символика четных и нечетных чисел – это деление всего мира на мир живых и мир умерших. Поэтому, когда мы накрываем любой стол, каждое блюдо надо подавать на двух тарелках, а хлеб предлагать двумя кусочками (один кусочек кладется только на «Раданицу» у могилы умершего). Наливали отдельно воду и вешали полотенце, полагают, что для того, чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержанно. Вспоминали только лучшее в поступках своих умерших родственников, поступки которыми можно было гордиться. «Покойника не поминай лихом, а добром – как хочешь.» Еще один из законов этого поминального стола – ничего с него не убирать до завтрашнего дня: верили, что души предков приходят ночью. Заканчивалась ритуальная трапеза общей молитвой. Cвечу гасили кусочком хлеба. При этом смотрели, в какую сторону шел дым, – если дым уходил в сторону двери, то считалось, что в семье в течение года кто-то умрет. Обязательно после трапезы хозяин вставал и говорил: «Все, дорогие предки: погостевали у нас, попировали с нами, а теперь уходите!» О ПИТИИ Пусть и легкое, но спиртное на наших поминальных столах было: чарка медовухи – это ведь в первую очередь средство для снятия психологической нагрузки, всегда связанной с поминовением. Однако золотое правило народной культуры гласит: «Первая ложка кутьи, первый блин комом, первый глоток спиртного – предкам». Хозяин брал стограммовую чарку спиртного и треть содержимого отливал умершим. Вторую треть выпивал сам. Оставшуюся часть оставлял в рюмке. Это было законом. Все остальные также не допивали. Я всегда подчеркиваю: между поминальными столами и другими застольями – например, свадебными – принципиальная разница. Тем более в употреблении спиртного. Кстати, вино «дзядам» всегда наливается «от себя». Никогда не наливайте так живому человеку. И «пей до дна!» – это не для поминального стола. Выпивали, таким образом, доливая, но не допивая, по три чарки. В целом получалось около ста граммов. То есть получалось, что отцу вместе со взрослыми сыновьями (порядка 3-4) приходилось выпить за вечер сто граммов спиртного. Источники: Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX века / Сост. Е. Левкиевская, Л. Виноградова. — Litres, 2014. — Т. 2 Демонологизация умерших людей. — ISBN 5457526550. Аполлон Коринфский. Народная Русь. Круглый годъ сказанiй, повѣрiй, обычаевъ и пословицъ русскаго народа. Год выпуска: 1901 Комментарии Ивана Ивановича Крука, кандидата филологических наук, автора книги «Сiмволiка беларускай народнай культуры». #руянтрадиции